«Куда ты, тропинка, меня завела? Без милой мне Nokia жизнь не мила». Примерно так, словами из известного мультфильма можно охарактеризовать впечатления от прошедшей в Москве в начале ноября конференции Nokia Way. Почему так? Потому что это мероприятие, пожалуй, за всю многолетнюю историю компании было посвящено не столько анонсу новых и, безусловно, милых решений (хотя и они тоже были), сколько презентации новых сервисов и уникальных возможностей. Но это уже – сказка, а мы начнем по порядку, с присказки. ПрошлоеА началось все достаточно давно – около трех лет тому назад. На культовой «мобильной» выставке 3GSM Congress 2005 года (тогда ее местом проведения были выбраны Канны) финский гигант объявил о сотрудничестве с корпорацией Loudeye. Последняя занималась лицензированием и распространением музыкальных композиций через сеть. К тому же, Loudeye располагала собственной платформой, позволяющей партнерам (в первую очередь, разумеется, Nokia) создавать клиентские мобильные приложения, адаптированные для собственных нужд. Однако одним лишь сотрудничеством дело не ограничилось, и в 2006 году Loudeye была поглощена Nokia за $60 млн.«Благодаря данному приобретению мы сможем удовлетворить музыкальные запросы пользователей устройств Nokia N-series, предложив им интегрированное музыкальное решение уже в 2007 году, - это заявление Ансси Ванйки (Anssi Vanjoki), генерального директора Nokia Multimedia на тот момент, стало воистину пророческим.
Впрочем, тогда мало кто придал ему значение. А Nokia двигалась дальше. Следующей «жертвой» финнов неожиданно оказалась немецкая компания gate5 AG, специализирующаяся на... разработке навигационных карт (исходником их служили наработки Navteq) и соответствующего ПО. С одной стороны, шаг этот мог показаться большинству нелогичным, мол, коль уж взялись за цифровую музыку, так и развивайте это направление. Тем более ни один девайс компании, за исключением, конечно же, специализированных, не имел встроенной возможности навигации, в то время как музыкальный плеер наличествовал в каждом аппарате вендора. С другой стороны не стоит забывать, что и к музыкальным он-лайн сервисам обращаться Nokia, по большому счету, особых причин не было: аппараты и так били все мыслимые рекорды продаж. Однако сложившиеся на тот момент тенденции четко указывали, что за GPS – будущее. И доказательством тому служила масса коммуникаторов под управлением Windows Mobile со встроенным GPS-приемником. У Nokia же подобных интегрированных решений еще не было. Все это негативно влияло на продажи девайсов финской компании (особенно в США и Европе, где конкуренция очень высока): пользователи «отворачивались» от новых устройств, что в свою очередь еще больше обостряло конкуренцию с платформой Windows Mobile. А результатом сложившейся ситуации явилась потеря Nokia нескольких заветных процентов собственной аудитории...Однако проблемы – проблемами, но и о развитии никто не забывал: в дополнение к почти готовому сетевому музыкальному сервису компания присовокупила еще и фото/видеообменник Twango, этакий YouTube и Flickr в одном флаконе. Интересно, что руководство компании не смутила даже относительно малая известность сервиса, куда важнее был «отлаженный механизм обмена файлами и удобный интерфейс».А что было дальше – наверняка, многие помнят: Nokia обзавелась возможностью мобильной рекламы (спасибо Enpocket) и многократно укрепила собственный GPS-потенциал поглотив на этот раз уже саму Navteq за $8,1 млрд. НастоящееВот такой нелегкий путь покупок да поглощений прошла Nokia. Для чего? Для того, чтобы заявить себя не только в качестве производителя всемирно известных телефонов, но и в виде своеобразного онлайн-сервисмейкера. Фактически, все вышеприведенные «покупки» снабдили телекоммуникационного гиганта важными разработками, благодаря которым Nokia сможет предоставить пользователям всевозможные он-лайн сервисы: от несложного файлообменника до глобальной социальной сети, состоящей из владельцев продукции Nokia. По большому счету, все к тому и движется, а московская презентация стала тому еще одним подтверждением. Начать следует с того, что конференция полностью сменила свое название: если раньше она называлась Nokia Product Update, то нынче – Nokia Way. Путь Nokia. Чувствуете? Это еще один намек на то, что путь компании стал иным, ориентированным не только на новые продукты, но и на новые сервисы. Это подтвердилось и выступлениями. Первое слово, естественно, самое ответственно и самое главное, это понятно всем. Так вот, первым докладчиком стал Мэдс Винблад (Mads Winblad), вице-президент по продажам Nokia Multimedia в EMEA-регионе. Мэдс ВинбладОт него-то как раз и ждали российской премьеры Nokia N95 8Гб и Nokia N81. Однако, господин Винблад презентовал журналистской братии… онлайн-сервис OVI, по сути – аналог Apple’овского iTunes Store. Именно в первом докладе был сделан упор на новые веяния в Nokia: социальные сети. И OVI, выполненный к тому же на открытой платформе, в этом плане должна стать пробным шаром, по сути, обреченным на успех.
|