Следующее утро встретило наших путешественников туманом и моросящим дождём. По мере того, как туман сгущался, Драйвер Модемович стал замечать, что его товарищи всё чаще хмурятся.- Что случилась? - не выдержал он, когда Незнайкин скорчил совсем уж скорбную мину.- Боюсь, тропинку развезет, и мы не успеем к сроку.
- Ещё и заблудимся. Зря мы к этому озеру пошли, - добавил Антон.- Так, отвечаю по порядку. Тропа, конечно, скоро станет совсем не проходимой, но мы поднимемся на кряж - там достаточно сухо. А теперь, Антон, с чего ты взял, что мы заблудимся?- Читал на форуме, что в туман и сильный дождь GPS не работает.- Глупости. - Отрезал Драйвер. - Одно из преимуществ GPS, как раз в полной независимости от погодных условий. - Но...- GPS работает на частотах, неподверженных влиянию плохой погоды, тумана или снега с дождём.- А...- А то, что ты читал - просто ошибка. Действительно, пользователи портативных GPS-устройств иногда отмечают ухудшение качества приёма, но связано это с работой электроники самих приборов или попаданием в зону затруднённого приема (ущелье, глухой лес, город).Лицо Антона заметно посветлело, но отец поспешил его погасить, буркнув:- Вот-вот, а мы плетёмся по лесу, вдоль глубокого лога и что там творится в электронном нутре нашего "джипиэса" один чёрт знает.- Отставить пессимизм! Самое страшное, что нам угрожает - небольшое ухудшение приёма и всё. Неизвестно, что повлияло на путешественников - уверенность Драйвера или ветер, разогнавший туман и тучи, но постепенно они опять повеселели, а Антон даже начал насвистывать какую-то весёлую мелодию. Самое время для небольшой лекции! - обрадовался Драйвер Модемович.- Для точной работы GPS необходимо учитывать различия систем координат в разных странах. Антон заинтересованно прислушался, а Незнайкин сбился с шага и спросил:- А разве они не одинаковы у всех?- Нет? конечно. К примеру, у нас в России принята СК-95 (государственная "система координат 1995 г."), идейная наследница СК-42. В отличие от принятой на Западе, она основана на большем по размерам эллипсоиде (эллипсоиде Красовского), к тому же слегка развёрнута и сдвинута на 150 метров. Всё это приводит к погрешности около двухсот метров. Не беспокойтесь, современные приёмники умеют нивелировать эту погрешность программными методами.- А я вот слышал, что ещё есть какой-то "гланос"? - вспомнил Иван Иванович. Драйвер сердито нахмурил брови.- Не "какой-то" и не "гланос". GLONASS - Global Navigation Satellite System Глобальная спутниковая навигационная система. Это наша российская альтернатива GPS. Сейчас ею пользуются в основном военные, но не далёк тот час, когда гордое "GLONASS" спихнет с олимпа устаревшую GPS, - Драйвер расправил плечи, глаза его засверкали, а руки? казалось, были готовы метать молнии. - Мы не потерпим тлетворного влияния западного мира, у нас всё должно быть своё: фильмы, танки, компьютеры и gp... тьфу ты, ГЛОНАСС.- И система координат, - вкрадчиво предположил Незнайкин, желая придержать распылившегося друга. Драйвер тут же успокоился и принял свой привычный поучающий вид.- ГЛОНАСС на самом деле опирается на собственную общеземную систему координат ПЗ-90, но это, скорее, препятствие для её распространения. Фактически мировой системой навигации сейчас является WGS-84 (World Geodetic System 1984). Все аэропорты в мире, в том числе с 1999 года и наши, работают в ней. Но она отнюдь не идеальна. По ряду причин WGS-84 не может обеспечить точность более нескольких метров.- Зачем же более? - удивился Антон.- Геодезисты и учёные давно "положили глаз" на GPS. Но для их целей необходима точность до сантиметров и даже миллиметров. Поэтому на основе рекомендаций Международной службы вращения Земли была разработана система геоцентрических координат - ITRF. Пункты, которыми она задаётся, выбираются из наиболее стабильных и долговременных станций IGS, расположенных вдали от границ тектонических плит. Это позволяет добиться точности на несколько порядков больше, чем WGS-84.- Сто-о-олько различных систем, - протянул Иван Иванович Незнайкин.- И это ещё не всё. Каждый производитель поддерживает свой формат хранения данных. Чтобы обеспечить совместимость оборудования и программного обеспечения от разных производителей, был разработан универсальный текстовой формат RINEX (Receiver-INdependent EXchange). Все современные навигационные устройства понимают его. КПК и GPS - симбиоз или...?Пока Драйвер очередной раз просвещал своих спутников, он озабоченно поглядывал на идущего впереди Антона. Тот, против обыкновения, не слушал, открыв рот, а что-то делал, прикрывшись спиной. В конце концов такое пренебрежительное отношение к его лекции Модемовичу надоело.- Медведь! - закричал он, неожиданно остановившись и округлив глаза. Шутка, как ему казалось, безобидная, имела неожиданные последствия. Антошка просто исчез. Вот он был, раз - и след простыл, а рядом с тропинкой в густых зарослях крапивы появилась просека. Иван Иванович замер, побледнел и рухнул, как подкошенный. Драйвер кинулся к другу. Слава богу, это был не сердечный приступ, оказалось, Незнайкин вспомнил совет притвориться мёртвым при встрече с косолапым.
|