Надо сказать - диск с Castle Strike совершенно не бросается в глаза. Более того - первое время его и отыскать-то было трудно на прилавках. Да и информации об этой игре на англоязычных сайтах кот наплакал - ведь сделана вещица немецкими разработчиками, там же для начала и опубликована, а мы, соответственно, можем наслаждаться простенькой (хотя и терпимой) локализацией с немецкого (были замечены проблемы с кодировкой в паре меню, но в целом вполне играбельно).А на самом деле - это чумовая средневековая стратегия реального времени. Без принципиальных новаций (хоть и с несколькими чрезвычайно удачными оригинальностями), очень комплексная, чрезвычайно продуманная и практически идеально реализованная - она как бы вбирает в себя весь предыдущий опыт стратегостроения и переосмысливает его в отличное единое целое. А подарил нам это "компилятивное чудо" тот же разработчик, что не так уж давно выдал миру No Man's Land - игру также чрезвычайно недурственную и при этом не очень-то оцененную. Если вы много играли в фэнтэзийные RTS, следы большинства из них вы наверняка обнаружите в Castle Strike - хотя бы на уровне неясных ассоциаций, созвучия решений, напоминающих ощущений. Тут и Warrior Kings, и Age of Empires и Преторианцы и может быть даже warcraft-клоны, и разнообразные средневековые симуляторы, в том числе замкостроения, и даже незабвенный Баллергбург вкупе с духом немецких экономических стратегий. При этом все это множество "лоскутков игровых вселенных" сложено в гармоничную игру с искусством, достойным может быть и более оригинальной вещицы и уж точно с чисто немецким порядком и терпением. Если и можно утверждать на сегодня, что есть "идеальная" игра в этом субжанре, и если присуждать этот титул на основе умозрительного анализа "правильности геймдизайна" - то отдать его именно Castle Strike есть все резоны.
А вот скрывается ли за "утопией" значительный игровой интерес - на этот вопрос пусть каждый ответит на основе собственного опыта: самые "правильные" вещи не всегда самые "занятные".Положительные эмоции от знакомства с игрой начинаются уже при знакомстве с ее трехмерной графической оболочкой - к которой можно предъявить, пожалуй, всего одну значимую претензию: а именно, недостаточную "глубину прорисовки" и связанную с ней "широту взгляда". Того "объема наблюдаемого пространства", который предлагает камера на максимальном удалении и оптимальном угле - зачастую не хватает для комфортного управления сражениями: в "окошко в виртуальный мир" что-то маловато влезает. Но и в том что влезает - слишком уж близки границы, где видимый мир переходит в "царство полутеней": при этом не понятно, когда обсчет обрывается, потому что зону "не видно никому из наших", а когда - "по техническим причинам". "Туман войны", раз уж мы заговорили о тенях, реализован следующим образом: совсем неисследованные области содержат мрак и неясные очертания рельефа, а исследованные, но в данный момент ненаселенные - просто сильно утемнены. Зато конечно ограничение обсчитываемой площадки дает и свои преимущества: Во-первых, позволяет использовать великолепного качества текстуры, причем не только на сооружениях и юнитах, но и на рельфее, что немаловажно для органичного восприятия картинки трехмерного ландшафта (вспомним, например, что куда как более мощный графический движок от Spellforce с его этими фирменными играми с освещенностью - очень подводят как раз неудачные раскраски грунта, да и простоватые текстуры объектов тоже). Замечательно сделаны и дороги, и водные поверхности - пейзажные виды очень естественны и милы, это всегда по сердцу графическим эстетам. Рассматривать которые - и это во-вторых - можно с самых неожиданных точек зрения, в любых комбинациях расстояний и углов: камера может взлетать высоко в небо, смотря отвесно вниз и опускаться в ноль, поворачиваясь параллельно поверхности практически до вида 3d-экшн (причем модели на этом уровне зума будут выглядеть ого-го, похлеще Spellforce-вских). Да-а … Castle Strike, Spellforce, Joan of Arc, Savage ... интеграция 3d-экшена и 3d-стратегии в единую графическую среду не просто уже началась, она у нас на дворе :)Упомянутый ланшафт тяготеет зачастую быть вполне непростым - с водными преградами и возвышенностями, которые зачастую служат и "тактически-формирующими элементами", поскольку игра очень любит располагать "непроходимые зоны" даже и там, где на первый взгляд они вполне могут быть проходимы. Что особенно касается склонов - со многих горушек можно удачно стрелять, но на них не так уж просто забраться (только с определенных "входов"). Впрочем, неровности могут быть и совсем крохотными: одно удовольствие было наблюдать, как высоченная осадная башня, левые колеса которой едут по ровному грунту, а правые задевают краем пригорок - величественно наклоняется, демонстрируя "честности" в системе обсчетов :)Очень недурно игра работает с освещенностью - хотя как упомянуто, до SF в этом вопросе ей далеко. Мощный компьютер позволит вам включить динамические тени у всех объектов на карте. Эффекты же огня и дыма - вообще выше всяческих похвал: полетом огненных стрел и результирующими пожарами хочется любоваться. Взрывы-удары-стрельба попроще, но тоже неплохи, особенно их пылевые эффекты - а "пробоины в произвольном месте замковой стены" хоть и простоваты, но хороши уже тем, что хотя бы наличествуют :) Хотя магии в игре нет (если не считать таковой алхимию) - но "магические подсветки", "ауры" сделаны не хуже warcraft-овских (быть может, не за горами и фэнтэзи-RTS от тех же разработчиков?). Юниты и их боевые машины очень достойно сделаны и прекрасно, очень подробно анимированы (хотя отдельной анимации для сюжетных сцен все же нет) - опять же вплоть до того, что их действия интересно рассматривать вблизи. Что их дизайны, что дизайны сооружений - несложны, но очень функциональны и небезвкусны. Играть в Castle Strike можно двумя способами - проходя в одиночестве обширную однопользовательскую кампанию (разбитую на три части, по одной на каждую представленную в игре нацию - Англию, Францию и Германию) либо сражаясь в мультиплейер. Хотя однопользовательская схема построена достаточно разнообразно - серьезное удовольствие за ней стоит вряд ли: скорее всего, все это вы уже не раз встречали ранее в кампаниях других игр схожей тематики.
|