Компания China Mobile Limited существует с 1997 года. Главный её офис находится в Гонконге. На данный момент этот мобильный оператор обладает самой обширной сетью цифровой связи и самой большой базой абонентов в мире. В 2002 г. China Mobile вытеснила мирового лидера рынка мобильной связи, британскую компанию Vodafone, на второе место. Это четвёртый по популярности бренд мира (после Microsoft, General Motors и Coca-Cola). Китайский рынок мобильной связи связи демонстрирует беспрецедентные темпы технологического роста и территориального продвижения. В 2006 году цены акций China Mobile на торгах фондовой биржи Гонконга выросли на 89%. В феврале 2007 г. общее число клиентов компании достигло 311 млн. человек. За один июль 2007 г. число абонентов China Mobile увеличилось на 5,6 миллионов.
А по состоянию на октябрь 2008 года количество абонентов достигло отметки в 414,6 млн. человек. Да что говорить, достаточно отметить только тот факт, что число абонентов China Mobile больше, чем население США. Впечатляюще, не правда ли? Далее мы остановимся на некоторых особенностях этой истории успеха в мировом масштабе. Технологические новацииЕвропейский стандарт мобильной связи GSM довольно широко распространён и в Китае. Однако не он является главной точкой приложения усилий по дальнейшему технологическому развитию. China Mobile уделяет особенное внимание сектору неголосовых услуг связи, где мы можем наблюдать стремительный технологический рывок. Компания заявляет о своем намерении в ближайшем будущем удвоить ассигнования на развитие именно этого направления. Кроме того, China Mobile является одним из главных инициаторов создания международного «Форума TD-CSMA». Основная «ставка» – стандарт связи «третьего поколения» 3G. Создание национальной сети TD-CSMA планируется к 2009 году. Какие же пока не совсем обычные для нас сервисы предоставляет China Mobile большинству своих абонентов? Вот несколько примеров. Доступ к поиску Google через собственный портал мобильного интернета. По мнению аналитика Yankee Group Икс Джей Вана (XJ Wang), в Китае более популярен поиск по мобильному телефону, чем даже в США. Передача коммерческой информации и чтение газет. Первая в Китае газета для мобильника была выпущена в 2004 году изданием «Чжунго фунюйбао» («Китайская женщина»). Ряд СМИ в крупных городах Китая подхватил эту инициативу. Сегодня подписчики различных мобильных газет Китая исчисляются десятками миллионов. Исследователи говорят о тенденции превращения мобильного телефона в полноценное СМИ. Мобильное телевидение. Неотвратимый переход на сети третьего поколения (3G) ускорил развитие мобильной коммерции, а также мобильного телевидения. Впрочем, первые «мобильные сериалы» китайцы могли смотреть на своих телефонах ещё в 2005 году. К их обеспечению причастен, кроме China Mobile, также европейский провайдер Vodafone. Уже с начала 2006 года в Китае массово выпускаются мобильные телефоны с функцией телевизора. Абоненты China Mobile, в частности, могут смотреть не менее 56 телевизионных каналов. Не исключено, что буквально за то время, пока эта статья готовилась к печати, China Mobile уже успела предоставить своим пользователям ещё множество удивительных новаций. Удивлять мир, похоже, становится преимущественно китайской прерогативой. Внутренняя политикаВ китайских традициях – центростремительнсть и контроль. Сервисы China Mobile им закономерно следуют. "Выражайте патриотические чувства рационально. Не принимайте участие в незаконных акциях протеста. Не создавайте проблем. Любите Родину, не нарушая закон" – вот тексты SMS-обращения властей к населению Китая, разосланные во времена уличных беспорядков национальным оператором China Mobile: то, что тревожит правительство, находит необходимый отклик в политике компании. Не секрет, что власти Китая пытаются жестко контролировать все аспекты общественной жизни, в том числе мобильную связь и интернет. Особое внимание уделяется цензуре текстов рассылаемых SMS. Дополнения к «Закону о коммуникации» Китая касаются регулирования содержания материалов, персылаемых по электронно-коммуникационным сетям. Вирусы, спам, рассылку недостоверной информации, мошенничество, порнографию по мере сил пытаются искоренять. В составе China Mobile функционирует Служба контроля текстовых сообщений. Существует также «горячая линия», куда можно сообщить о полученном SMS-сообщении, подпадающем под какую-либо из вышеуказанных категорий. После семи жалоб абонента отключают. Уже более 19000 абонентов China Mobile подверглись такому «дисциплинарному воздействию». Компания также отслеживает аналогичные жалобы на интернет-провайдеров, с которыми сотрудничает. Как только количество жалоб превышает 50, сотрудничество с провайдером прекращается, и о рекламациях оповещаются соответствующие властные структуры. Для расследования подобных ситуаций в составе China Mobile содержится специальный штат – около 40 сотрудников. «Административными методами» China Mobile пытается также решать проблемы, относящиеся к бизнесу. В частности, есть информация о том, что компания пресекает бесплатное посещение «нежелательных» WAP-ресурсов, пытаясь таким образом направить аудиторию к «желательным». Кстати, количество бесплатных WAP-сайтов в Китае уже превысило десять тысяч.
|